Особые дети имеют особенные права. Чтобы ими воспользоваться, необходимо получить определенный статус. Какие бывают статусы, кто их присваивает и какие права они дают? Закон об образовании предусматривает две категории обучающихся с особыми образовательными потребностями — дети-инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Условия признания ребенка инвалидом и лицом с ОВЗ различаются, различны и меры поддержки, которые им предоставляются. Оба термина упоминаются в текстах законов, но статус ребенка-инвалида и ребенка с ОВЗ вовсе не обязательно будут у одного лица. Законы учитывают разницу между понятиями «ОВЗ» и «инвалид».
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Обследование детей психолого-медико-педагогической комиссией осуществляется по письменному заявлению родителей (законных представителей). Поддержку родителям оказывают специалисты Центральной и Территориальных Психолого-Медико-Педагогических Комиссий. Необходимо помнить, что статус может быть изменен, если у ребенка наблюдается положительная динамика в результате оказанной психолого-педагогической помощи.
Статус ОВЗ в школьном возрасте дает:
- право на бесплатные коррекционно-развивающие занятия с логопедом, психологом, специальным педагогом в условиях образовательной организации;
- право на особый подход со стороны обучающих учителей, которые должны учитывать психофизические особенности ребенка, в том числе индивидуально-ориентированную систему оценивания;
- по окончании 9 и 11 класса право на выбор сдачи государственной итоговой аттестации (ГИА) в форме государственного выпускного экзамена (упрощенная форма) или в форме основного государственного экзамена (тестовые задания);
- право на выбор реализации адаптированной программы, рекомендованной ПМПК, как в образовательном учреждении по месту жительства, т. е. обычной общеобразовательной организации, так и в специализированном учреждении для детей, имеющих те или иные нарушения развития;
- право на конфиденциальность информации о состоянии психофизического развития и неразглашении ее третьим лицам, не участвующим в процессе образования детей.
При наличии показаний для определения статуса «ребенок с ОВЗ» родителям рекомендуем своевременно пройти ПМПК.
В качестве основной цели в области реализации права на образование детей-инвалидов и с ограниченными возможностями здоровья рассматривается создание условий для получения образования с учетом их психофизических особенностей, согласно Конституции РФ (ст. 43), Конвенции о правах инвалидов, Законом «Об образовании в Российской Федерации» (ФЗ №273- от 29.12.2012), нормам СанПиН. Для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в гимназии доступны формы получения образования:
- обучение совместно с другими обучающимися;
- индивидуальное обучение на дому.
А также в гимназии созданы специальные условия обучения — это условия обучения и воспитания, которые включают в себя:
- использование специальных образовательных программ, методов обучения;
- использование специальных технических средств;
- предоставление услуг тьютора;
- проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий;
- обеспечение доступа в здания гимназии;
- использование дистанционных образовательных технологий;
- предоставление обучающемуся с ОВЗ психолого-педагогических, медицинских, социальных услуг, обеспечивающих адаптивную, безбарьерную среду обучения и жизнедеятельности.